Когда проводится обязательная аудиторская проверка в организациях

Содержание
  1. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, критерии
  2. Внутренний контроль
  3. Кто проводит обязательный аудит
  4. Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию
  5. Опубликование аудиторского заключения
  6. Зачем проводится обязательная аудиторская проверка – цели и порядок осуществления
  7. Кого обязательно проверяют
  8. Причины проведения проверки
  9. Кто отвечает за проверку
  10. Сроки проведения
  11. Виды проверок
  12. Ответственность за отсутствие аудита или неверное заключение
  13. Фактическая ситуация с обязательным аудитом в России
  14. Обязательный аудит: кто, когда, а что если?.
  15. ДЛЯ КОГО АУДИТ ОБЯЗАТЕЛЕН?
  16. КТО ВПРАВЕ ПРОВОДИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
  17. СРОК – ДО 1 МАЯ
  18. А ЧТО НАМ БУДЕТ, ЕСЛИ…
  19. НЕ ТОЛЬКО ОБЯЗАТЕЛЕН, НО И ПОЛЕЗЕН
  20. Ежегодный обязательный аудит
  21. Что проверяют
  22. В каких случаях и когда проводится ежегодный обязательный аудит
  23. Цель проведения ежегодного обязательного аудита
  24. По результатам проведения обязательного аудита Вы получаете:
  25. Вы можете отправить нам заявку на проведение ежегодного обязательного аудита

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, критерии

Когда проводится обязательная аудиторская проверка в организациях

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно.

Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному.

А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/v_kakikh_sluchajakh_provedenie_audita_objazatelno/42-1-0-1076

Зачем проводится обязательная аудиторская проверка – цели и порядок осуществления

Когда проводится обязательная аудиторская проверка в организациях

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Налоги > Проверки > Когда проводится обязательная аудиторская проверка в организациях

Правовые нормы и регулирование осуществления аудита в РФ регламентировано 307-ФЗ.

В отличие от проверок контролирующих органов под аудитом подразумевается независимая проверка учета и финотчетности субъекта квалифицированными экспертами с целью определения достоверности и законности проводимых хозяйственных операций, составления учетной документации. Обязательная аудиторская проверка проводится по окончании календарного года, после завершения составления полного пакета финансовой отчетности.

Кого обязательно проверяют

Как правило, во всем мире необходимость обязательного аудита связана с обеспечением инвесторов, вкладчиков финансовых средств в других формах, информацией о прозрачности проводимых операций, достоверности их учета и отчетности у субъектов их вложений. К этой категории относятся акционерные общества, банки, другие финансовые учреждения.

Законом 307-ФЗ определены категории субъектов и случаи, когда необходимо проведение ежегодной обязательной проверки:

  • все акционерные общества, независимо от видов деятельности
  • субъекты, чьи ценные бумаги выставляются для купли-продажи на организованных торговых площадках
  • финансовые объекты разных форм (кредитные союзы, участники рынка ЦБ, страховые компании, обычные и паевые фонды)
  • субъекты бизнеса с объемом выручки, превышающим 400 млн. рублей или с активами, превышающими на 31.12.завершающегося финансового года 60 млн. рублей
  • государственные внебюджетные фонды
  • холдинг или головная компания с наличием подразделений, представляет сводную отчетность в статистические или контролирующие органы

В соответствии со ст. 7 7-ФЗ годовой отчет государственных корпораций и компаний также обязательно подтверждается аудиторскими компаниями с выдачей соответствующего заключения по соответствующей форме.

Ежегодно процедуру аудита должны проходить также публично-правовые компании (ст. 16 Закона 236-ФЗ), потребительские общества (ст. 96 Закона 97-ФЗ), застройщики жилья (ст. 3 Закона 214-ФЗ), саморегулируемые организации (ст. 12 Закона 315-ФЗ), ЖНК (ст. 54 Закона 215-ФЗ).

Интересное видео об обязательной проверке:

В России общий список возникновения условий для обязательности ежегодного аудита содержит более 60 случаев. В будущем планируются отдельные изменения по отдельным критериям (увеличение порога выручки до 800 млн. рублей в год, установления порога численности работников субъекта бизнеса — не менее 100 человек).

Причины проведения проверки

Главной причиной проведения независимого аудита организаций является естественное и законное право вкладчиков или инвесторов иметь достоверную информацию о состоянии дел в объекте их вложений.

Пример 1. Пенсионер Григорий Иванович Орлов вложил свои накопленные за длинный трудовой путь деньги в негосударственный пенсионный фонд.

Он хочет быть уверенным, что его деньги не пропадут, и аудитор (аудиторская фирма) проверяет объект его вложений, предоставляет информацию о наличии существенных нарушений, проведении сомнительных операций, увеличивающих для вкладчика риск потери вложенных средств.

Пример 2. Акционер Петр Кутузов участвует по приглашению в ежегодном общем собрании акционеров АО «Промразвитие». Вместе с копией годового отчета он получает аудиторское заключение, в котором аудиторы указывают:

  • какими принципами и нормативами они руководствовались во время проверки
  • какие основные документы и аспекты деятельности субъекта проверялись
  • что послужило основанием для выражения ими мнения о состоянии организации бухгалтерского учета, достоверности финансовой отчетности на проверяемом объекте

Аудиторы подтверждают или подвергают сомнению достоверность стандартных общеустановленных форм годовой отчетности. На основании их выводов акционер решает, продолжать быть инвестором данного акционерного общества или продать акции, сделать вложения в другие объекты для инвестирования.

Кто отвечает за проверку

Аудит субъектов, указанных в первом подразделе, должны проводить аудиторские организации с наличием в штате хотя бы одного аудитора с профессиональным сертификатом (аттестатом), выданным после 01.01.2011 года.

В виде исключения индивидуальные аудиторы имеют право проверить документацию и выдать по результатам проверки аудиторское заключение фондам.

Проведение обязательного аудита осуществляется на основании договора между субъектом проверки и аудиторской фирмы.

Сроки проведения

Предельные сроки завершения обязательной аудиторской проверки определены различными законодательными нормами.

Например, агенты компаний с иностранным капиталом обязаны сдавать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением до 15 апреля, а зарегистрированные в установленном порядке иностранные представительства до 1 апреля следующего за отчетным годом. У Росстата менее жесткие требования — аудиторское заключение может быть представлено до конца года, следующего за отчетным.

Конкретные сроки каждой аудиторской проверки определяются в договоре между сторонами и зависят, в первую очередь, от объема и сложности проводимых субъектом хозяйственных и финансовых операций (численность работников, количество активно осуществляемых видов деятельности, наличия экспорта-импорта, валютные сделки). В календарном плане к договору с аудитором определяются затраты времени по этапам работ и общие сроки для проведения аудита и составления аудиторского заключения.

Виды проверок

Обязательные аудиторские проверки предприятий, организаций, фондов принято разделять на внешний и внутренний аудит.

Внешний ежегодный аудит проводится независимыми аудиторскими компаниями (фирмами) на основании соблюдения стандартов аудита и заключения договора. Полный перечень предпосылок для проведения его проведения составляет Минфин РФ.

Когда проверке подвергаются субъекты повышенного риска и ответственности (с инвестициями в них государственных ценных бумаг, другим участием в виде долей покупки акций), договор на проведение аудита общественно значимых организаций (ОЗО) заключается после предварительного проведения открытого конкурса по выбору компании-аудитора.

Аудит, проводимый на определенном объекте впервые принято именовать первоначальным. Если аудиторская компания является постоянным исполнителем, последующие проверки относятся к категории периодического аудита.

Законом 209-ФЗ для публичных акционерных обществ установлена обязательная норма по созданию в акционерном обществе комитета по аудиту. Его функция заключается в постоянном взаимодействии с выбранным правлением общества внешней аудиторской организации, оценке степени независимости в работе ее представителей.

https://www.youtube.com/watch?v=2M2Fogsissc

Внутренний аудит подразумевает собой организацию и практическое обеспечение регулярного внутреннего контроля. В России он обязателен для всех субъектов хозяйствования и финансирования на основании Закона 402-ФЗ. Создание подразделений внутреннего аудита в российских банковских учреждениях, кредитных организациях предусмотрено Положением Центробанка 242-П.

Классификация аудиторских проверок на видео:

Остальные разновидности аудиторских проверок (инициативные, операционные) не являются обязательными в Российской Федерации.

Ответственность за отсутствие аудита или неверное заключение

Статьей 5 п. 6 Закона 307–ФЗ определена обязанность субъекта аудита внесения информации о проведенной аудиторской проверке в Единый Реестр с наличием сведений:

  • подтверждающих идентификацию аудиторов, проводящих проверку, и аудиторской фирмы (компании)
  • полного перечисления финансовой отчетности, которая была проверена, с результатами аудита (положительный, с оговорками, отрицательный)
  • дате аудиторского заключения
  • существенной информации, влияющей на достоверность представленной финансовой отчетности

Информация о проверке должна быть внесена в Единый Реестр в течение 3 рабочих дней после получения заключения аудиторов.

Нарушение этих требований влечет за собой административную ответственность заказчика аудита в размере 5-10 тыс. рублей, повторное от 10 до 50 тыс. рублей.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение требований к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности от 5 до 10 тыс. рублей, при повторном нарушении – до 20 тыс.

рублей, а статьей 19.7 за несвоевременное представление в установленные сроки аудиторского заключения в размере от 3 до 5 тыс.

рублей на субъект предпринимательства, от 300 до 500 рублей на его ответственное должностное лицо.

Аудиторская фирма (индивидуальный аудитор) также несет ответственность за неправомерные действия и выдачу неверного аудиторского заключения (таблица 1).

Вид ответственностиЗаконодательный актПричина
Административнаяст. 14.1 КоАП РФза проведение аудита без наличия правомочных действующих документов (лицензии, сертификата, аттестата аудитора)
Уголовнаяст. 202 УК РФв случае выявления фактов злоупотребления полномочий аудитора
Дисциплинарнаяст. 20 Закона 307-ФЗза нарушение требований Закона об аудиторской деятельности, общепринятых стандартов, этических норм аудита
Гражданско-правоваяст. 15 ГК РФв виде возмещения убытков, нанесенных за период проверки

Столь существенные виды наказаний призваны обезопасить пользователей финансовой отчетности от мошенничества при выдаче аудиторских заключений субъектам проверок.

Аудиторские фирмы (компании) обязаны страховать риски ответственности, возникающие при проведении ими проверок в соответствии с требованиями статьи 932 ГК РФ.

Важно! С августа 2018 года Законом 231-ФЗ установлена обязанность аудиторов представлять имеющиеся копии документов, другую информацию об объектах аудиторской проверки по официальным запросам представителям налоговых органов.

Поэтому в ходе взаимодействия с независимым аудитором и во время проведения проверки, следует тщательно и аккуратно подготовить документацию и принимать во внимание все поправки аудиторов для исправления выявленных нарушений или неумышленных искажений в учете.

Фактическая ситуация с обязательным аудитом в России

По открытой информации за 2017 год проведен аудит в 78 тыс. субъектах предпринимательства из более 4 млн. юридических лиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ. Доля клиентов обязательного аудита в общем объеме проверок составляет 92%. Из общего количества аудируемых организаций, общественно значимые составили 4,6%, акционерные общества -35%.

Распределение выражения мнения аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиентов:

  • с положительной оценкой – 78,9%
  • с оговорками (выявлением устранимых несоответствий) — 19,8%
  • отрицательным мнением – 0,8%

В некоторых случаях аудиторы отказались выражать мнение в связи с отсутствием полного комплекса условий для этого, а 4,6% проверяемым выразили сомнение в возможности продолжения их дальнейшей деятельности.

Проведение ежегодных обязательных аудиторских проверок призвано защитить огромное количество крупных и мелких вкладчиков от неэффективных, недобросовестных распорядителей, пользующихся их взносами в различных формах.

Когда инвесторы будут уверены в надежности и рациональном использовании своих средств, тенденция увеличения частных инвестиций в экономику будет возрастать.

Аудиторы на рынке финансов и экономики выступают в качестве «санитаров леса» для его поддержания в здоровом состоянии.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://PravoDeneg.net/buhuchet/nalog/check/provoditsya-obyazatelnaya-auditorskaya-proverka.html

Обязательный аудит: кто, когда, а что если?.

Когда проводится обязательная аудиторская проверка в организациях

Аудиторская проверка (аудит) проводится аудиторской организацией с целью проверки финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта для установления их достоверности и соответствия законодательству. Она может быть как обязательной, так и инициативной.

С инициативным аудитом все более или менее понятно – он проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта (заказчика проверки), предмет, сроки и другие условия его проведения определяются договором, заключаемым заказчиком с аудиторской организацией.

А вот по обязательному аудиту у хозсубъектов зачастую возникают вопросы: какие юридические лица обязаны проводить ежегодную аудиторскую проверку; в какие сроки; все ли аудиторские организации имеют право ее проводить; каковы будут последствия в случае непроведения аудита и т.п. В сегодняшней публикации мы попытаемся дать на них ответы.

ДЛЯ КОГО АУДИТ ОБЯЗАТЕЛЕН?

Перечень хозсубъектов, подлежащих обязательному аудиту, определен статьей 10 Закона «Об аудиторской деятельности»1 (далее – Закон N 734-XII). Аудит для вас обязателен, если вы:

1) акционерное общество;

2) банк или иная кредитная организация;

3) страховая организация;

4) инвестиционный или иной фонд, аккумулирующий средства юридических и физических лиц, или его доверительный управляющий инвестиционными активами;

5) благотворительный или иной общественный фонд, средства которого формируются за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц;

6) внебюджетный фонд, источниками образования средств которого являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления юридических и физических лиц;

7) фондовая или товарная биржа;

8) хозяйствующий субъект, имеющий в уставном фонде долю, принадлежащую государству, или государственное унитарное предприятие.

Чаще всего вопросы возникают у последней категории хозсубъектов – с госдолей в уставном фонде и государственных унитарных предприятий.

В соответствии с Положением о порядке осуществления деятельности по управлению государственными пакетами акций (долями) в уставном фонде хозяйственных обществ2 госдоля – это государственный(ая) пакет акций (доля), включая государственный актив – совокупность имущественных прав (имущества), принадлежащих государству.

Таким образом, обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат хозсубъекты, имеющие в уставном фонде принадлежащую государству долю (независимо от ее размера) в виде акций (доли), включая государственные активы. При этом размер госдоли может быть от незначительного до 100-процентного.

А как быть организациям, созданным после 1 октября отчетного года, для которых первый отчетный год завершится только 31 декабря следующего года? Ответ содержится в самом вопросе: если отчетный год завершится только в следующем, по итогам которого и будет представлена финансовая отчетность, то и необходимости в проведении обязательного аудита нет. Другими словами, нет отчетности – нет проверки.

КТО ВПРАВЕ ПРОВОДИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Заказчиком обязательной проверки является сам хозсубъект. В большинстве случаев он вправе самостоятельно выбирать аудиторскую организацию. Но свое решение о выборе он должен согласовывать с собственником и общим собранием участников (акционеров).

Однако предприятия с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше50% выбирают аудиторскую организацию на конкурсной основе и только из определяемого Госкомконкуренции и Минфином перечня, который утверждается ежегодно и публикуется в СМИ и на официальных интернет-сайтах этих ведомств.

СРОК – ДО 1 МАЯ

Положением о порядке взыс­кания штрафа с хозяйствующих субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки3 (далее – Положение N 365) установлен срок проведения обязательного аудита – до 1 мая отчетного года по годовой финансовой отчетности за предыдущий год. В течение 15 дней после окончания аудиторской проверки, но не позднее 15 мая необходимо представить в соответствующий налоговый орган заверенную в установленном порядке копию аудиторского заключения.

В случае ее непредставления к установленному сроку хозсубъект должен представить налоговому органу письменное объяснение причин отсутствия аудиторского заключения.

А ЧТО НАМ БУДЕТ, ЕСЛИ…

Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки влечет за собой применение административного взыскания к должностному лицу хозсубъекта в размере от 5 до 10 МРЗП (статья 179-1 Кодекса об административной ответственности).

Если же после его уплаты обязательный аудит до окончания календарного года так и не будет проведен, то с хозсубъекта удержат штраф, составляющий от 50 до 100 МРЗП в зависимости от годового объема валовой выручки от реализации продукции (работ, услуг). Причем сумма штрафа определяется исходя из МРЗП, установленного на дату вынесения решения о его наложении.

Штраф, превышающий в совокупности 20% от суммы текущих активов хозсубъекта на последнюю отчетную дату, может уплачиваться с рассрочкой ежемесячно в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании.

Но даже уплатив штраф, хозсубъект не освобождается от проведения обязательной аудиторской проверки (статья 10 Закона N 734-XII; пункт 7 Положения N 365).

НЕ ТОЛЬКО ОБЯЗАТЕЛЕН, НО И ПОЛЕЗЕН

Несмотря на обязательность проведения и штрафные санкции за невыполнение этого условия, аудиторская проверка (в том числе и обязательная) – нужна и полезна.

По ее завершении оформляются аудиторский отчет и аудиторское заключение, являющиеся для руководителя (собственника, участников, акционеров) важными источниками информации о выявленных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, нарушениях в финансовой отчетности, а также о рекомендациях по их устранению, повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Ирина АХМЕТОВА,

эксперт «Norma Profi».

Источник: https://gazeta.norma.uz/publish/doc/text113657_obyazatelnyy_audit_kto_kogda_a_chto_esli

Ежегодный обязательный аудит

Когда проводится обязательная аудиторская проверка в организациях

Ежегодный обязательный аудитобязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и  бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Что проверяют

При обязательной аудиторской проверке мы анализируем:

  • первичные документы;
  • данные бухгалтерского и налогового учета;
  • показатели бухгалтерской и налоговой отчетности.

Минимальный объем проверяемой документации (аудиторская выборка) регулируется требованиями законодательства. Максимальный объем проверяемой документации согласовывается с клиентом.

В каких случаях и когда проводится ежегодный обязательный аудит

  • Если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

  • Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

  • Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, Обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

  • Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей;

  • Если сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

  • Если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

  • В иных случаях, установленных федеральными законами.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ)

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

Цель проведения ежегодного обязательного аудита

Выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

По результатам проведения обязательного аудита Вы получаете:

  • Официальное заключение в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 “Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности”;
  • Письменную информацию, содержащую подробное описание всех выявленных искажений, рекомендации по их устранению и оценку системы внутреннего контроля.

Вы можете отправить нам заявку на проведение ежегодного обязательного аудита

Источник: http://Paritet-Audit.com/index.php/auditorskie-uslugi/obyazatelnyj-audit

ПравФин
Добавить комментарий